Гениальный человек

Гениальный человекИнтересно изучить реакцию, которую гениальный человек вызывает у других. Как мы сегодня принимаем гения? Не так уж хорошо: нам все еще трудновато его выносить. Гения в основном признают после смерти, но его приходится терпеть и в жизни. Постепенно мы узнаем, что эти странные люди небесполезны. Нас научили, что общество живет благодаря своей элите. Для развития общества совершенно необходимо, чтобы в нем были люди, которые выше других, отличны от других. Весь наш прогресс — результат гениальных творений. Перечитайте по этому поводу замечательные работы бывшего профессора Коллеж де Франс Габриэля Тарда. Помните, что Тард говорил об эволюции и прогрессе: он никогда не совершается толпой, но происходит через подражание гению. К тому же, когда речь идет о разных стадиях психологической иерархии, я обычно вам говорю: мы знаем, что есть две стадии — низшая и высшая, но совершенно не представляем себе, как перейти от одной к другой.

Во время войны во Франции существовала экстравагантная организация — Министерство изобретений. С психологической точки зрения это очень странное явление. Как изобретения, совершенно по сути своей непредсказуемые, совершающиеся по воле случая, которые нельзя предвидеть, становились объектом внимания министерства — этого апогея бюрократии, организации, повторяемости действий? Изобретения были адаптированы к общим нравам. Впрочем, это показывает, что даже в изобретениях и действиях гениальных людей есть часть привычная и повторяющаяся. Такой акт, как гениальное изобретение, не является предметом психологии: это очевидно, поскольку оно неповторимо по определению. Однако с ним связано множество действий и реакций, которые входят в привычку и могут стать предметом психологической науки. В психологии изобретения, психологии гениального человека есть нечто для нас малоизвестное, ускользающее, что мы пытаемся уловить.

Даже в таком беглом обзоре невозможно обойти философскую проблему, для психологии хотя и постороннюю, но имеющую, как изобретение и гениальность, огромное значение. Это знаменитая проблема свободы. Она практически не доступна науке. Любая наука требует повторяемости в заданных условиях и основывается на идее детерминизма. Бесконечные дискуссии по этой проблеме ни к чему не приведут: наука не может признать свободу, это невозможно. Если свобода и существует, то — вне науки. Мне лично все равно, пусть так. Но те, кому вскружила голову концепция универсальной и всеохватывающей науки, не могут признать свободы.

Как и понятия ответственности и оригинальности, понятие свободы развивалось. Некогда

Похожие записи

  • 02.05.2015 Психологическая эволюция личности За год до курса «Психологическая эволюция личности» Жане прочитал в Коллеж де Франс курс о памяти и времени. Он выделил этапы эволюции памяти, среди которых была и так называемая фабуляция […]
  • 12.05.2016 Понятие души Прежде всего есть практическая трудность, присущая исключительно понятию души. Считается, что мы обладаем душой и телом. Но можете ли вы сказать, что именно вкладываете в эти понятия, — […]
Галерея
6472.jpg 9211.jpg 15719.jpg 17913.jpg 24941.jpg 168709556AZ00019_The_Bling_
Интересные записи
Новые статьи
Рубрики

Copyright © 2017. All Rights Reserved.