Отец-основатель психологии

Отец-основатель психологииНастоящая известность пришла к Жане в середине 1890-х гг., и в 1901-1902 гг. он был избран на кафедру экспериментальной и сравнительной психологии Коллеж де Франс, которую раньше занимал отец-основатель психологии во Франции Теодюль Рибо. Профессора Коллеж де Франс читали только один курс лекций в год, но каждый год курс должен был быть новым. За три десятилетия преподавания Жане прочел лекции, наверное, по всем разделам психологии, включая психопатологию, эмоции, память и личность, и к концу 1930-х гг. пришел к своему «великому синтезу» — психологии поведения, Psychologie de la conduite. К сожалению, он никогда не написал о ней книги, ограничившись лишь статьей в восьмом томе «Французской энциклопедии ». А издания его лекционных курсов второй половины 1920-х гг. представляют собой неавторизованные стенограммы.

Его психология поведения во многом близка идеям современных ему этнографов и социологов — Эмиля Дюркгейма о социальных представлениях, Люсьена Леви — Брюля о первобытном мышлении, Мориса Гальбвакса о социальном происхождении памяти, Марселя Мосса об истоках классификации. На нее наложили отпечаток как эволюционные идеи, усвоенные им от Рибо, так и этнографические и социологические исследования. Некоторые из них были опубликованы в «Журнале нормальной и патологической психологии», основанном Жане и его коллегой Жоржем Дюма.

В отличие от бихевиористов, для которых моделью поведения была беготня крысы в лабиринте, Жане смотрел на поведение как на действия, имеющие цель, функциональное значение и смысл. Так, «поведение триумфа» соответствует, по Жане, «безудержной трате накопленных сил» и объединяет сексуальные акты, юмор, игру. История психики переплетается с историей человеческого поведе — ния. Память тесно связана с действием, что очевидно в ранних ее формах — поручении, воспроизведении, описании, повествовании. Жане связал возникновение памяти с таким действием первобытного племени, как выставление караула. В отличие от животных, которые поднимают тревогу только при непосредственном контакте с опасностью, человек способен предупредить сородичей, даже не имея врага перед глазами: после того как, столкнувшись с опасностью, вернулся к своим соплеменникам.

Похожие записи

  • 12.05.2015 Претенциозные гипотезы Было выдвинуто много объяснений. Есть претенциозные гипотезы — мы их упомянем, но не будем подробно останавливаться, — исходящие из двух противоположных философских позиций: грубо […]
  • 11.06.2015 Религиозная тайна Религиозная тайна, как и тайна больного ранним слабоумием, — явление иного порядка: в них человек стремится искоренить психологический феномен, который называют доказательством. Ему не […]
Галерея
6472.jpg 9211.jpg 15719.jpg 17913.jpg 24941.jpg 168709556AZ00019_The_Bling_
Интересные записи
Новые статьи
Рубрики

Copyright © 2017. All Rights Reserved.