Существование явлений

Существование явленийОднако оставим эту мысль. В ней может быть своя правда. Это, в конце концов, метафора. Метафизики вынуждены представлять существ в знакомой им форме. Поскольку феномены сознания были им знакомы по личному опыту и считались очень важными, то они приписывали их всем другим существам в мире. Это — философская и общая теория сознания, которая, по сути, не имеет никакого отношения к психологии в собственном смысле слова.

Напротив, с психологической точки зрения существование явлений, совершенно не содержащих сознания, очевидно, как и факт, что сознание добавляется к определенным психологическим формам поведения достаточно поздно и с большими или меньшими трудностями. Мы все привыкли к подобным феноменам и говорим: «Он совершает это действие, сам того не сознавая, неосознанно. Он все осознает гораздо позже».

Клапаред в своих первых статьях проводит серию исследований ребенка и описывает интересный пример осознания. Он изучает суждения о сходстве и различии, как потом будет делать Жан Пиаже. Клапаред считает, возможно, справедливо, что дети легче замечают различия, чем сходства, и ребенок довольно долго пользуется суждениями о различии, не зная, что это такое. Ребенка не заботит вопрос, что такое различие, он не задумывается о том, что в такой-то момент производит особое суждение, его не осознает.

Можно выделить еще одну довольно общую особенность: это усовершенствование в большей степени касается поведения внутреннего, чем внешнего. Итак, мы возвращаемся к теории чувств. Усовершенствование, о котором идет речь, проявляется скорее в нюансах чувств, чем во внешнем поведении — это то, что мы добавляем изнутри к нашему собственному поведению. Оно вновь возвращает нас к проприоцептивным рефлексам. Вот что в целом можно об этом сказать.

Отметив эти общие свойства, укажем, что осознание изменяется в соответствии со сложностью поведения и видом действия. Вначале, когда речь идет о простейших актах, например движении, осознание связывается с чувством равновесия или кинестетическим чувством, которые мы изучали несколько лекций назад. Осознать движение для простейшего существа означает управлять им, его поддерживать, продолжать. Кинестетическое чувство — не просто ощущение, а особый регулятор действия, поддерживающий его форму и направление. Кататония, например, — держание руки в воздухе в определенном положении — представляет собой преувеличенное и изолированное исполнение кинестетического акта. Хотя кинестетическая регуляция здесь работает плохо, тем не менее, это — акт регуляции.

Похожие записи

  • 02.05.2015 Психологическая эволюция личности За год до курса «Психологическая эволюция личности» Жане прочитал в Коллеж де Франс курс о памяти и времени. Он выделил этапы эволюции памяти, среди которых была и так называемая фабуляция […]
  • 12.05.2016 Понятие души Прежде всего есть практическая трудность, присущая исключительно понятию души. Считается, что мы обладаем душой и телом. Но можете ли вы сказать, что именно вкладываете в эти понятия, — […]
Галерея
6472.jpg 9211.jpg 15719.jpg 17913.jpg 24941.jpg 168709556AZ00019_The_Bling_
Интересные записи
Новые статьи
Рубрики

Copyright © 2017. All Rights Reserved.